Лазаренко Олег

ЧЕТЫРЕ СТУПЕНИ

Передо мной лежат странные записи. Неразборчивый экстатичный почерк, цифры, стрелки, геометрические фигуры и математические знаки, схемы движения кругов и сфер. Живая пульсация мысли никак не укладывается в стройные горизонтальные строчки: фрагменты слов просвечивают друг через друга, в игре взаимонаслоений причудливо соединяются прежде перечеркнутое и вновь добавленное. Осколки смыслов, врезаясь друг в друга, образуют сложный палимпсест, в котором смятенному, растерянно блуждающему взгляду остается разве что выхватывать в случайной последовательности отдельные фразы: «теория относительности цвета», «Сальвадор и Ван Гог», «пространство ирреального», «динамизм и деформация», «портреты иконописцев», «квант», «пятно», «эффекты света», «четыре евангелиста», «иллюзия времени», «мерцание», «двенадцать апостолов», «движение формы в среде», «цветовой круг Освальда»…

Что это? Дневники гения? Записи некоего загадочного Homo Universalis? Может, это черновики ученого, который стремится вывести формулу христианской живописи? Или, напротив, заметки иконописца, который пытается построить свою научную теорию? Пожалуй, все это вместе взятое. Итак, настало время приоткрыть маленькую тайну. Разбросанные передо мною несколько листов, испещренных непонятными фигурами и символами, – не что иное как опыт творческой саморефлексии удивительного художника. Его зовут Олег Лазаренко. Своего рода «Леонардо да Винчи ХХІ века». Неоренессансный «универсальный человек», который с легкостью перебрасывает мосты между наукой и искусством, размышляет рисуя и рисует размышляя.

Мне посчастливилось не только быть знакомой с Олегом Лазаренко, не только побывать на его многочисленных выставках, не только подолгу наслаждаться переливами вибрирующих пятен и мазков «мозаичной цветописи» его гигантских полотен, не только часами беседовать с художником и его друзьями об «истине искусства» в его уютной, пропахшей масляными красками мастерской, но и с трепетом держать в руках эти несколько листов «сознаньевых чертежей» – иероглифов души, графем мысли, кратких конспектов бездны, которые Олег Лазаренко начертал в ответ на мою просьбу описать основные этапы его профессионального пути дизайнера и живописца. Пути длиною ни много ни мало – в полвека. Над одним из листов аккуратно, по-ученически старательно выведено название: «Вселенная Цвета». Что ж, попробуем вглядеться в эту восхитительную Вселенную.

Предыстория

Думается, живопись Олега Лазаренко – одно из лучших подтверждений словам Анри Матисса о том, что если следовать правильным принципам, то создание картины будет таким же логичным, как процесс постройки дома. Остается лишь выяснить, о каких правилах и принципах идет речь. Генеалогия творческих методик и техник живописи Олега Лазаренко восходит к его учителю Михаилу Шапошникову, от него нить преемственности тянется к Василию Ермилову, авангардистским экспериментам групп «Будяк», «Голубая лилия» и всех тех художников и дизайнеров, которые закладывали основы традиции, известной сегодня под названием «харьковской школы цветоведения».

Особый пиетет к науке о цвете и свете, преклонение перед точными построениями в экспериментах по разложению цветов, возведение в культ незыблемой шкалы цветоделений и едва ли не сакральное отношение к Его Величеству Хроматическому Кругу – вот что составляет концептуальные основания колористических опытов Олега Лазаренко, для которого цветопись есть способ познания универсума, видимый и умопостигаемый мир есть «Вселенная Цвета», а семь типов цветовых контрастов Иоганнеса Иттена: «контраст цветовых сопоставлений», «контраст светлого и темного», «контраст холодного и теплого», «контраст дополнительных цветов», «симультанный контраст», «контраст цветового насыщения» и «контраст цветового распространения» – равноценны семи дням творения.

Мастерская Олега Лазаренко – воистину научный храм цветослужения. Подрамники и мольберты Олега Лазаренко – реликварии в память цветового ящика Джеймса Максвелла. Холсты Олега Лазаренко – евхаристическая жертва знаменитому цветовому кругу Иоганна Вольфганга фон Гете. Палитра Олега Лазаренко – молитвенник теоретических аксиом, восходящих к трехгранной призме, с помощью которой сэр Исаак Ньютон некогда разложил белый солнечный свет на спектр из семи цветов. Сам же процесс письма для художника-ученого – своего рода форма исповедания «Вселенной Цвета».

Если Вам неизвестен смысл выражений «аналоговая и контрастная триада», «комплиментарные цвета», «восьмичастный, двенадцатичастный, двадцатичетырех­частный и спектральный цветовой круг», если Вам ни о чем не говорят словосочетания «трех-компонентная теория цветового зрения Томаса Юнга и Германа фон Гельмгольца» и «четырех-компонентная теория оппонентности цветов Эвальда Геринга», если Вы не в состоянии отличить аддитивную, т.е. складывающую, цветовую модель RGB («Red, Green, Blue») от субстрактивной, т.е. «вычитающей», системы представления цвета CMYK («Cyan, Magenta, Yellow, blacK»), то, пожалуй, вряд ли Вам удастся, заглянув в творческую лабораторию Олега Лазаренко, понять, в чем же именно состоит суть того демиургического жеста, который лежит в основе таинства теоретического священнодействия живописца.

Впрочем, иногда кажется, что, укрощая цветовую стихию и без устали вглядываясь в протееву множественность колористических ликов мироздания, художник-ученый созидает строго выверенные правила своей «мозаичной цветописи» лишь затем, чтобы однажды их без сожаления отринуть, невольно вторя мысли великого Леонардо о том, что руководствуясь в творчестве только правилами, никогда ничего не достигнешь. И лишь отбросив пресловутые правила «теории цвета» так же, как отбрасывают сеть, когда рыба уже поймана, и как избавляются от слов, когда мысль уже найдена, – или, говоря высокопарным языком, доверившись интуиции и погрузившись в поток безотчетной, нерационализируемой и невербализуемой веры, – художник-ученый, наконец, распахивает перед собой врата необъятной «Вселенной Цвета».

Ступень первая

Плоскостное видение: В поисках цветового пятна

Первые композиции молодого дизайнера и художника Олега Лазаренко построены на основе закона двадцатичетырехцветного цветового круга (так называемого большого круга Вильгельма Освальда – несколько модернизированной реплики цветового круга Гете), расположенного на плоскости и освещенного одним-единственным источником света. Художник бесконечного цветового эксперимента, Олег меняет источник света (пропуская его через красный, синий, зеленый фильтры) и наблюдает за метаморфозами цветового пятна на плоскости. Тигры и леопарды, орлы и совы – излюбленные персонажи «раннего Лазаренко», наслаждающегося игрой открытых контрастов, тонких нюансов, многоступенчатых гармоничных переходов цветовых плоскостных пятен.

Этот период творчества Олега Лазаренко оставил след в виде необычайно красочной и завораживающе пестрой коллекции изящных цветовых шедевров. Ковровая вязь орнаментики, переливающейся миллионами оттенков, отсветов и бликов. Картины маслом, гуашь, графика, аппликации. Десятки, сотни произведений – портретов, пейзажей, геометрических абстрактных композиций. Все они построены в соответствии с этой достаточно простой, но открывающей возможности нескончаемых колористических вариаций, плоскостной оптической моделью.

Что бы ни попадало в поле зрения художника, какие бы объекты ни становились жертвой его пытливого взгляда, здесь все они условно помещены внутрь сферы, сечением которой служит хроматический круг Гете-Освальда. При этом одна из полусфер неизменно освещена светом, другая погружена в темноту. Третьего не дано. Художник ставит перед собой весьма нескромную задачу – отыскать свой авторский почерк – и решает ее, разработав ту самую мозаичную технику аппликации, которую впоследствии один из искусствоведов удачно окрестит «мозаичной цветописью» Олега Лазаренко и которая сделает его произведения столь же неповторимыми, столь и легко узнаваемыми.

Ступень вторая

Объемное видение: Цветовое пространство ирреального

Со временем Олег Лазаренко все чаще и чаще задумывается над историей «теорий цвета», не удовлетворяясь умножением найденных приемов смешения цветов всеми известными способами: оптическим, пространственным и механическим. Художник впервые по-настоящему открывает для себя цветовую теорию Иттена и увлеченно «отыгрывает» на своем живописном поле правила семи средовых контрастов цвета. Творческая «феория» и художественный «праксис» вступают в конфликт. «Нужно было двигаться дальше в этих цветовых поисках, – вспоминает художник, – я понял, что пора начинать экспериментировать со множественными источниками света».

Представьте себе все ту же самую прозрачную сферу, сечением которой служит все тот же хроматический круг из семи ньютоновских спектральных цветов. Однако отныне она окружена несколькими источниками света. Перед нами словно бы две сферические оболочки, вложенные одна в другую, так, что все изображаемое оказывается освещенным множеством прожекторов – световыми лучами, направленными от внешней сферы на группу объектов, помещенных в сферу внутреннюю.

Умножение оттенков и нюансов, создающее оптические эффекты объемного видения цветового пространства, усложняет игру мозаичной цветописи. Каждый предмет, помещенный в эту двойную сферу, в зависимости от местоположения источника освещения, обретает свою собственную тень. Не только источники света, но и отброшенные тени пугающе разнонаправлены и донельзя запутывают взгляд того, кто тщетно старается отыскать на холсте привычный, хоть сколько-нибудь реалистичный образ.

«Просто оптический прием», – скажете Вы. «Нет, не только», – возразит Вам этот не совсем обычный, полупрозрачный-полупризрачный визуальный образ, словно бы укутанный множеством взаимно наслаивающихся покровов реальности. «Всего-то на всего – изменение приемов освещения?», – спросите Вы. «Нет, не только», – ответит мозаичная цветопись, своевольно расшатывающая основы основ реалистической живописи, где тени послушно падают в одну сторону. Отсюда – ощущение сверх- или ир-реалистичности этих полотен. Мы словно бы призваны увидеть мир одновременно разными глазами, с разных сторон, под разными углами зрений и с разных дистанций – таков отважный шаг от оптики очевидности к «паноптизму» сверх-очевидного.

Так в хронологии цветописи Олега Лазаренко начинается отсчет второго периода: переход от плоскости к пространству, от пятна – к объему, от реального – к ирреальному. 2000-й год. Возможно, не случайно восхождение на новую ступень творческого поиска совпало с рубежом столетий и тысячелетий. Так или иначе, первой «этапной» работой, в которой маркирован этот внутренний поворот в поисках художника, стал триптих «Миллениум». Именно здесь наш мэтр точных расчетов искусства мозаичной цветописи затевает новый эксперимент, основанный на поэтике взаимных наложений различных фрагментов реальности, освещенных разными источниками света. Благодаря удивительной технике такой цветовой многослойности в триптихе образ Троицы оказывается «просвечивающим» сквозь образ явления Богородицы.

За «Миллениумом» последуют «Арлекиниада», «На Рождество», «Маленькая принцесса» и многие другие работы великолепной серии «ирреальных» цветокомпозиций. Меняются приемы и сюжеты. Все чаще возникают иконописные реминисценции. Но, пожалуй, главный вектор трансформаций – изменение самого внутреннего ощущения цвета, которое становится все более зыбким, дрожащим, неустойчивым, кратким и преходящим, почти «импрессионистическим» или даже «пуантилистским». Вся цветовая композиция оказывается охваченной тончайшими сетками – паутинами прожилок, и, словно не умещаясь в них, фрагменты цветовой вселенной Олега Лазаренко начинают «дышать», «волноваться», «пульсировать». Пожалуй, это было лишь началом бунта против одного из извечных врагов живописи. Его имя – «статика». Чтобы одолеть противника, художнику понадобится выйти на новый виток творческой спирали развития.

Ступень третья

Динамичное видение: Теория относительности цвета

Восхождение на третью ступень в развитии приемов мозаичной цветописи Олега Лазаренко можно сопоставить разве что с переходом от ньютоновской механики к теории относительности Эйнштейна. И это отнюдь не метафора, а достаточно точная аналогия мира искусства и мира физики. Точнее, эйнштейновской физики, в которой описание любого события или явления зависит от системы отсчета, в которой находится наблюдатель, причем эти системы отсчета относительно друг друга движутся.

Суть нового поворота – в обретении динамичного видения цвета. Все та же двойная конструкция сфер и множественность источников света. Все те же со-бытийность слоев и цветовых пространств, объемность взаимоналожений цвета и наслоений оболочек видимости, паноптизм восприятия. Но к этой модели добавляется еще и пространственное движение. Достаточно представить себе, что обе сферы вращаются друг относительно друга. И это кружение означает присутствие чего-то, что невозможно уловить в сети понятийного мышления, но можно схватить в цветовом живописном образе.

Новая модель переживания «Вселенной Цвета» пробивает брешь в поверхности мира. Разрывает континуум реальности, которая отныне распадается на сотни, тысячи разномасштабных осколков. Видимый универсум оказывается не более чем потоком летящих с немыслимой скоростью световых и цветовых частиц. Образы храмов, лики, элементы пейзажей – все на этих полотнах отныне искажено нескончаемым движением. Предметы деформируются, разложение цвета взламывает действительность, осыпающуюся великолепной россыпью мозаичных фрагментов – «элементарных частиц» живописного полотна.

«Фресковость» и «мозаичность» этой живописной модели видения – не просто оптический эффект или технический прием. Это и сама онтология перцепции, которую Олег Лазаренко именует «теорией относительности цвета». В рамках новой модели видения мира сама «модель мира» оказывается лишенной каких бы то ни было рамок: пространственных, временных, ментальных. Перед нами – серия портретов киевских князей, великих иконописцев, знаменитых художников, среди которых – Сальвадор Дали и Ван Гог. Вереницы взаимно отзеркаливающихся и наплывающих друг на друга лиц и предметов, культур и эпох. Материальные объекты уступают место энергийным потокам. Расщепленный мир этих полотен словно бы куда-то мчится, летит, проносится сквозь сознание на каких-то предельных сверхскоростях, порождая иллюзию развеществления вещественности, дематериализации материи, дереализации реальности. Но не является ли еще один шаг в сторону от так называемого реализма именно прорывом к Реальному?

Ступень четвертая

Трансцендентное видение: Мерцающий хаосмос цвета

«Теория относительности цвета» внесла в композиции художника пространственную динамику, открывая возможность совмещать на одной плоскости разновременные образы. Однако «время» этих изображений, как в средневековой «симультанной» иконописи, все еще казалось недвижным. Пока еще безответными оставались вопросы: «как внести в композицию эффект времени?», «возможно ли преодолеть статическое «развременение» прошлого и настоящего?», «какими визуальными средствами можно достичь иллюзии ускорения и замедления времени?». Чтобы отыскать ответ на эти вопросы и окончательно освободиться от чар оцепенения живописи «застывшего времени», мастеру предстояло совершить еще один «оптический переворот» – подняться на четвертую ступень усложнения цветовой схемы видения.

Хроматический круг по-прежнему помещен в движущуюся световую сферу, окруженную множественными источниками струящегося, мерцающего света. «А что если представить себе, что таких вселенных несколько?» – задается вопросом мастер. Что если совместить эти «Вселенные Цвета» в одном изображении, наслоить их друг на друга? И снова художник, как ни странно, обращается к параллелям из мира физики, на сей раз прибегая к теории квантовой механики, согласно которой объекты могут находиться во всех возможных состояниях одновременно. Принцип, именуемый «квантовой суперпозицией», утверждает возможность одновременной реализации альтернативных – взаимоисключающих – состояний. Живописная аналогия принципа «квантовой суперпозиции цвета» оказывается отнюдь не менее впечатляющей. Визуальный принцип, открытый цветовыми экспериментами Олега Лазаренко, утверждает возможность наслоения в одном изображении множества альтернативных колористических вселенных.

Этапная работа художника, завершающая виток новых экспериментов со своего рода «квантовой теорией цвета», представляет собой ряд гигантских квадратных полотен, с которых в нас пристально вглядываются лики Христа, четырех евангелистов и двенадцати апостолов. Созданная в 2010-2011 годах серия работ по воспоминаниям паломнических путешествий художника по святым местам Киевской Руси, Сирии и Израиля, стала особым итогом: не только формальных живописных поисков, но и, в большей степени, поисков новых моделей мировидения.

Темпорализация множества пронизывающих друг друга цветовых вселенных. Миллионы источников света. Случайные флуктуации форм и предметов. Нелинейное время, со всеми его непредсказуемыми скачками, зигзагами и воронками прорывает туннели длиной в два тысячелетия человеческой истории. Возможное и невозможное, осуществленное и неосуществленное прошлое живет внутри «вневременной длительности» настоящего, в каждом фотоне, в каждом кванте, в каждой частичке этой разверзшейся бездны космического хаоса. Калейдоскопы вселенской памяти рассыпают все новые и новые образы мгновений, в глубине которых, клубком свернувшись, прячется вечность.

С одной стороны, это оптика космоса: как «умиротворяще-гармонич­ного», так и «устрашающего»; с другой – vice versa, оптика хаоса: как «пугающе-разрушительного», так и «созидательного». По ту сторону их обманчивого противопоставления, вероятно, и открывается путь coincidentia oppositorum – обретение амбивалентного хаосмоса. Личное и сверхличное, порядок и неупорядоченность, форма и бесформенность в этих живописных полотнах перестают быть оппозициями, теряясь в игре сознаньевых отблесков и проекций Тотального. Так живопись, продолжая иконописные традиции старинных мастеров, но при этом не забывая об опытах кубизма, супрематизма, абстракционизма, футуризма, в который раз становится «представлением непредставимого». Распространствление пространства, развременение времени, дереализация реальности. Что это если не трансцендентное видение мерцающего хаосмоса цвета?

* * *

Четыре ступени эволюции «оптических форм», или «методов видения». Думается, Дионисий Ареопагит вполне мог бы наименовать этот путь и восхождением к таинственному «пресветлому сумраку» невидимого, и погружением в бездну непостижимого. И все же. Путь вовне или вовнутрь? Восхождение к космической упорядоченности «музыки сфер» или погружение в первозданный хаос? Уход или возвращение? Конечно же, не или-или, а и-и. И то, и другое – бегство от данности, совлечение с мира иллюзорных покровов кажимости. И то, и другое – освобождение от каких бы то ни было изрядно поднадоевших противопоставлений, будь то реализм и формализм, изобразительность и условность, эмпирия конкретного и эмпирея абстрактного. И никакие перечисления искусствоведческих бинарных оппозиций вроде живописности и линейности, плоскостности и глубинности, замкнутости и открытости, единства и множественности, абсолютной и относительной ясности не способны прояснить природу этих экстравагантных опытов тотального расширения художественного сознания, его игривого растворения во вселенскости цветового хаосмоса.

Свечение, мерцание, лучистое сияние вибрирующих полотен Олега Лазаренко словно бы впитывают в себя многотысячелетнюю историю изобразительного искусства, пробуждая в памяти нежный колорит фресок раннехристианских базилик, бушующую полихромность римских и флорентийских мозаичных панно, удивительный фаворский свет равеннских мозаик, боговдохновенную иконопись Андрея Рублева, тревожный извивающийся мазок Ван Гога, восхитительные «формулы» Павла Филонова, абстракции Василия Кандинского и коллажи авангардистов. Мастерская Олега Лазаренко густо уставлена драгоценными фолиантами, альбомами и каталогами, которые беспрерывно перелистываются и по многу раз перечитываются. Но отнюдь не для того, чтобы стать материалом для подражаний или ироничных цитат. История живописи для Олега Лазаренко – неиссякаемый Кастальский ключ и океан той самой вселенской прапамяти, в глубине которой художник черпает истоки вдохновения.

Талант Олега Лазаренко уникален. Для художника он, похоже, уж слишком отточено теоретичен, сух, рационален. Для ученого – слишком порывист, подвержен буре-и-натиску эмоций, страстей, аффектов. Живописное подвижничество Олега Лазаренко, его фанатичная отрешенность, отказ от «быта» во имя «бытия» и «верность событию» искусства превратили художника в ученого отшельника, его мастерскую – в нечто среднее между кабинетом и кельей, его краски – в загадочные молитвенные формулы, его картины – в иконы вселенских уравнений и законов цветовых корреляций. Нескончаемые паломнические поездки по монастырям и храмам в поисках древнехристианских святынь давно окутали жизнь Олега Лазаренко легендами, и все же он был и остается ученым, грезящим «поверить алгеброй гармонию».

«Теория относительности цвета» и «квантовая теория мозаичной цветописи» – два радикальных открытия в живописи Олега Лазаренко, позволивших художнику избежать ловушки антитезы «разума» и «веры» в поисках своей собственной версии обуздания капризной синкретики языка искусства. «Схимник в миру», «светский иконописец», «реформатор канонов христианской живописи», «дерзающий мечтатель»… Но при этом все же и «ученый-экспериментатор», «философствующий живописец», «методолог-дизай­нер», «исследователь колористики»… Распятый между извечной дилеммой интуиции и логики художник, именующий себя покорителем «хаоса космического цветового пространства», давным-давно свыкся с правилами рискованной (раскованной?) игры парадоксов, которая уводит его все дальше и дальше от сферы очевидного, искушая отречься от всего, что не связано с «аскезой творчества». И если вы думаете, что понимаете «мозаичную цветопись» Олега Лазаренко, то Вы ее не понимаете. Если Вы спрашиваете о «Вселенной Цвета» и отвечаете о ней, значит, Вы не знаете ее.

Лидия Стародубцева,

доктор философских наук, профессор,

член Союза художников Украины

1961 год

24 ноября в городе Харькове родился Олег в семье Анатолия Дмитриевича Лазаренко и

Галины Андреевны Лазаренко (Бесова). Отец почти полвека работал на Харьковском электро- механическом заводе. Мама работала почти столько же конструктором и технологом на Харьковском авиационном заводе.

Дед по отцовской линии - Дмитрий Васильевич Лазаренко, прошедший финскую и Великую отечественную войны, битву на Малой земле, закончил войну под Прагой. Он был столяром, прививавшим внуку дизайнерские способности. Столяром работал и отец Дмитрия Васильевича, мой прадед Василий. Был он кавалером Георгиевского креста.

Дед Андрей Николаевич по материнской линии, освобождал Харьков и закончил войну в Западной Европе. После войны работал шеф-поваром, иногда вспоминал, как в крымском пансионате готовил обед самому Никите Хрущеву. В своей семье воспитывал вместе с женой Натальей семерых детей.

Крестила и помогала в воспитании Олега Лазаренко прабабушка Мария Ивановна Иванова (Нюня), посвятившая все свои силы семьям Бесовых и Лазаренко.

По ее словам Олег практически одновременно начал говорить, рисовать, лепить тз пластилина и глины.

1967 год

Моя первая поездка в Москву, посещение Третьяковской галереи.

И в течении 5 лет каждое лето проводил на Арабатской стрелке в Крыму у деда Андрея в пансионате. Самостоятельно для себя открывал всю прелесть чистоты крымской природы, которой так не хватало в городе.

1968 год

Начался мой путь по школам средне-образовательным №135 и №47,Детская художнственная школа им. Репина, футбольно-спортивная и волейбольная

1974 год

Первая персональная выставка в школе №135 совместно с моим будущим преподавателем живописи и рисунка А.М. Габзалиловым.

1975-1977

Обучение в Детской художественной школе им. Ренина.

М. Г. Безнощенко–Лучковская, И.Е.Кабыш Л.А Малик - мои первые учителя.

В городском центральном лектории - мои первые абонементные двухгодичные курсы-лекции по истории мировой живописи.

Курсы по живописи( преподаватель А.М.Константинопольский) и рисунку(В.Шаламов) в ДК ХЭМЗ

1978год

Успешно сдал экзамены и стал студентом Харьковского художественно – промышленного института (ныне Академия дизайна и искусства) Меня учили преподаватели цветоведение- Шапошников М.А.

живопись Шевченко Н.К., В.Чаус,

рисунок С.Н. Солодовник, Хованов, Константинопольский А. М.

основы композиции- Дьяченко Ю.Г. ,

дизайн - Письменный Г.С, Бойчук А.В, Даниленко В.Я. Ельков Н. и Рогулин В.Я.

руководитель дипломного проекта А.Шеховцов

Творческие поездки в Ленинград, Москву.

1982год

Стажировка в Германии г. Галле, в высшей школе дизайна и искусств, знакомство с музеями Берлина, Дрездена, Лейпцига, Веймара и Потсдама

1983год

Защита Диплома

Работа художником-конструктором в отделе главного архитектора завода ХЭМЗ (оформление советских праздников плакатами и панно)

Служба в рядах советской армии (Оформление советских праздников и событий жизни страны плакатами и панно). Создание картинной галереи Одесского военного округа в г. Евпатории . Проектирование памятников и малых архитектурных форм.. Знакомство с художником одесситом Сергеем Лазовским.

1986год

Женился. В нашей семье с Еленой Лазаренко (Малаховой) появилась дочь Анастасия Олеговна Лазаренко.

Работа в Всесоюзном научно исследовательском институте технической эстетики художником – конструктором.(проекты, макетирование, графика, внедрение в производство проектов,18 авторских свидетельств на промышленный образец(патент))

Регулярные поездки на пленэр в творческие дни.(Святогорск, Змиев, харьковская область)

Начало портретной галереи современников (я, мои друзья, коллеги, родственники)

Экспериментально почувствовал в своих руках «гиппер» возможности бумажной пластики и использования ее и в объеме, и в плоскостно-живописных решениях мозаичной цветописи.

Серия работ «Тигры», »Леопарды», »Птицы»,»Подводный мир» в этой эксклюзивной технике »мозаичная цветопись»

1987год

Творческая поездка в г.Лейпцих (Германия) с персональной выставкой «Дизайн будущего»-награжден Дипломом Первой степени Лейпциской Ярмарки.

1988 год

Лауреат Всесоюзной премии «Лучший Дизайн Года» в дизайн-конкурсе за разработку и внедрение детского конструктора ( г. Москва)

Участие в международных конкурсах Япония (1988г), Финляндия (1989г)

1989год

Персональная выставка О.Лазаренко в Харьковском художественно промышленном институте. Член Союза Дизайнеров СССР.

1990год

Участие в международной выставке «Дизайн в СССР» Индия

Журнал «DESIGN JURNAL»,посвященный развитию дизайна в СССР, статья о четырех харьковских дизайнерах Ю.Каплонский, В.Васильев, О.Лазаренко, Е.Шамрай

ПЕРВЫЙ опыт организатора Выставки через ЦК ВЛКСМ Украины »Дизайнеры пишут и рисуют» в ДК Студентов г. Харьков.

На собрании Института Дизайна был избран делегатом Учредительного съезда дизайна Украины

1992год

Союз Художников. «Выставка одной картины» г. Харьков

Харьковский художественный музей, Музей современного искусства в Джерси-Сити организация выставки «Современный русский и украинский натюрморт и пейзаж»

г. Харьков.

1993год

Создание серии работ «Символ леденящего изящества», «Ирбисы» в эксклюзивной технике «мозаичная цветопись»

Харьков. Союз художников. Рождественская выставка.

США Цинциннати. Галерея «Jamal gallery» выставка «Ностальгия

Сумы. Союз художников. Всеукраинская выставка «Мальовнича Украина»

Пленэры. Творческая поездка в Крым .Мисхор, Алупка. мыс Айтодор

1994год

Харьковский художественный институт «Рiздвяна виставка» (картина «Прощание с детством»

Г.Николаев Союз художников. Всеукраинская выставка «Мальовнича Украина»

США г. Цинцинати. галерея Марлен Джонсон.выставка «Пятнадцати работ. Моя Украина»

Харьковский художественный музей выставка «Весна, i смерть, i свiтле воскресiння» организатор фирма «ПАН»

1995 год

Творческий период»…в наивных поисках веры. Лирические грезы»

Союз Художников «Пасхальная выставка» (картина «Метель» из собрания Харьковского художественного музея).

Венесузла .Каракас.Посольство России в Венесуэле.выставка «Рождественская ярмарка»

Харьковская галерея «Украинский посев» выставка объединенной группы художников «Слобожанское буримэ».

Коллекция И.Я. Лучковского. Передал в дар работу «Тигры» 70х70 техника мозаичная цветопись.

Харьковский институт мед.радиологии (директор Н.И.Пелипенко) моя персональная выставка живописи «Слобожанщина» и совместно с А. Шподаревым оформление музея и экспозиции «История института мед.радиологии»

«….морские и горные странствия – пленэры крымскими тропами….»

1996год

Пленэры. Пархомовка, Натальевка, Шаровка. Первое знакомство с Афанасием Федеоровичем Луневым- педагогом историком коллекционером создателем историко-художественного музея в Пархомовке. Подготовка выставки группы «Слобожанское буримэ» в музее.

Киев. Украинский Дом .Под патронажем губернатора Харьковской области О.Масельского состоялась выставка «Сокральная Вселенная»

Харьков. Союз Дизайнеров. Выставка «Рiздвяна Гуска»

Весенние пленэры в Натальевке.

Создание новых полотен в технике мозаичной цветописи «Птицы», «Орлы».

1997год

Пленэры – паломничество Святые Горы.

Создание триптиха «Святые горы. Монах»

Харьков. Союз Художников. «Рождественская выставка».

Экспозиция картин «Слобожанского Буримэ» в Пархомовском историко –художественном музее. Серия работ передана в дар доректору музея А.Ф.Луневу.

Палаточные горные пленэры в Крыму (Понизовка, Форос и Ай-Петри).

1998год

Персональная выставка «Передчуття» в галерее «Маэстро»

В моей мастерской в здании Союз Дизайнеров на ул.Квитки Основьяненко 9 произошла моя первая встреча с Александром Глезером.-директором музея современного искусства США Переданные в дар музею 3+2картины положили начало творческому сотрудничеству и по сей ден.

Чехия. Тюборг. Выставка живописи О.Лазаренко и А. Шеховцова в Культурном центре «СESTA».

Харьковский художественный музей. Выставка «Цветы Слобожанщины»

Галерея «Маэстро» Организация и участие в выставке к 10-летию Союза Дизайнеров Украины.

Киев. Музей Т. Г. Шевченко .выставка «Дизайн +живопись» творческой группы «Буримэ» к 4 съезду Союза Дизайнеров Украины.

Киев. Съезд делегатов Союза Дизайнеров Украины. О.Лазаренко избран в члены правления Союза Дизайнеров Украины и секретарем харьковской организации Союза дизайнеров Украины.

Фольк-пленэры в селе Натальевка.

Симферопольский художественный музей.Выставка «Украинский пейзаж и портрет».

1999год

Франция. Париж. Галерея «Klod Rober» пред-аукционная выставка.

Аукцион живописи в отеле «Druo» «Новый русский авангард». Проданы 3 живописных полотна из серии «Парижские диалоги».

Творческая пленэрная поездка на Азовское море (Приморск) в Крым (Киммерийские пленэры, Кара- Даг, Новый Свет)

Суммы. Мистецкий центр «Собор» Выставка «Буримэ» «Краса нетлiнна знов з явилась»

Харьков. Галерея «Даис» Выставка «Харьков Нью-Йорк» Поэтический вечер А.Глейзера.

Эксперементы с поисками временной перспективы (памяти), изображение многослойных образов. Первый эксперимент картина «Явление Богородицы», создание триптиха «Миллениум. Ангелы».

2000год

Москва. Переговоры и организация первой выставки в галерее современного искусства «АВЭК» « Нью-Йорк Харьков, Харьков Нью-Йорк» с Музеем современного искусства США.

Первый шаг совместного написания картины в рамках арт-проекта «Цивилизации Любови»

Выставка акция, первый живописный перформенс художников –буримистов «Квадро-симфония» в харьковской галерее «АВЭК».Авторский коллектив: О.Лазаренко, А.Шеховцов В.Лысенко, В.Грицаненко.

Посольство России в Украине. Первая выставка «Слобожанщина» (Выставленные картины изчезли и не были возвращены.Чьи стены приютили их?!)

Пленеэры в излюбленных местах .Весенняя Натальевка, осенние Святые Горы ,Киммерия и волошинский Кара-Даг.

США.Джерси Сити.Музей современного искусства. Персональная выставка Олега Лазаренко «Незнакомая Россия 3»

Одесса. Морская галерея.Выставка «Украинский пейзаж»(из коллекции музея современного искусства США)

США Нью-Йорк Музей современного искусства Выставка «Синтез в искусстве».

Харьков.Академия Дизайна и Искусства . Международный триенале «4 блок экодизайн+живопись»

Харьков. Галерея «АВЭК»« Нью-Йорк Харьков, Харьков Нью-Йорк»

Харьков Союз Дизайнеров Украины галерея «Маэстро» выставка «Время и вещи»

2001год

Литва, Вильнюс. К визиту президента Украины Л.Д.Кучмы в Литву и установление тесных деловых отношений во всех сферах деятельности «Город Харьков –город Каунас»

организация экспозиции (дизайна) и участие О.Лазаренко в выставке «Харьковская область сегодня. Культура и искусство» Присуждение О.Лазаренко муниципальной премии в области дизайна им. В.Ермилова.

Работа над масштабным живописным проектом «Диалоги в искусстве» Серия живописных портретов современников.

Харьков галерея «Маэстро» выставка «ОНО»

Совместное создание мега-полотна «Ода тчеславию»( авторы А.Шеховцов, О.Лазаренко, А.Лысенко, А.Бойчук)

Совместное создание мега- картины «Пророчество Малевича. Дикое поле. Чернобыль» (авторы А. Шеховцов, О Лазаренко, А.Лысенко,А.Бойчук,Н.Бакуменко)

2002год

Харьковская область. Парк музея Г. Сковороды Организация выставки «Да паряя в выспрь…», посвященная 280-летию со дня рождения Г.Сковороды. Картина-портрет О.Лазаренко «Мир ловил меня - и не поймал» (150х150) холст масло передана гос.администрацией , губернатором Харькова Е.П.Кушнаревым в дар музею. В рамках проекта «Цивилизация Любови» создана совместная крупномасштабная работа «Да паряя в выспрь…»(400х150) холст масло.(авторы А.Шеховцов, О.Лазаренко, А.Лысенко В.Грицаненко, А.Бойчук)

Крымские пленэры

Харьков галерея «Маэстро» выставка картин «Буримэ» «Киммерия», посвященная 125-летиюсо дня рождения М.Волошина.

Ранние весенние пленэры в Кочетке и майские в Крыму.

Нью-Йорк. США. Благотворительный аукцион « Россия Америке» в память жертв террористического акта 11сентября 2001г. Аукцион проводил Президент СССР М.Горбачев и мэр Нью-Йорка Джулиани .На аукционе проданы 3 работы О.Лазаренко

из серии работ «Слобожанщина».

Москва. Государственный выставочный зал Тушино и Музей современного искусства в США провели совместную проект-выствку «I Биеннале современной русской живописи».

2003год

Феодосия. Музей им. А.Грина выставка «У Понта Эвксинского - моря благодатного» картин «Слобожанского буримэ». «Портрет М.Волошина» О.Лазаренко (90х70 холст масло), написанный среди стен Судакской крепости передан в дар по просьбе музея А.Грина национальному музею- заповеднику им. М.Волошина в Коктебеле.

Харьков. Создание 4-х мега-полотен арт-проекта «Цивилизация любви»:

1. «Се дева чиста…»(300х300 холст масло)

авторы А. Шеховцов, О.Лазаренко, А.Лысенко.

2. «Вечный шаг. Диалоги» (300х300 холст масло)

авторы О.Лазаренко, А. Шеховцов А.Лысенко, А.Бойчук, В. Грицаненко, А.Резниченко, О. Назаркина, Н. Бакуненко,

3. «Миссия. «Фрам» Фритьоф Нансон» (300х300 холст масло)

авторы О.Лазаренко, А. Шеховцов А.Лысенко, В. Грицаненко

4 «Ню. РА» (400х150 холст масло)

авторы А. Шеховцов, О.Лазаренко, А.Лысенко, А.Бойчук, В. Грицаненко

Крымские пленэры. Симеиз. Алупка. .Акция-выставка «Потерянный рай. Вилла Мечта»

Харьков. Дом ученых. Выставка, посвященная Ф.Нансону. Итоги сотворческого проекта

«Цивилизация Любови».

Харьков. Дом ученых. Выставка « Сотри случайные черты» - по итогам занятий в студии вечернего рисунка ( руководитель профессор А. Шило )

Подготовка фестиваля « Дизаин-форум». Союз Дизайнеров Украины.

Харьков. Галерея « Маэстро» выставка « Dejavu»

Зимние пленэры в поселке Кочеток.

Летние двухмесячные пленэры, с выставками в Крыму ( Гурзуф, Алупка, Херсонес , Ялта), организованные Харьковской галереей «Академия»

Москва. Участие в выставке « Сердце России» - музей В.Высоцкого.

Рабочие будни – создание портретов современников. Работа над проектом « Диалоги в искусстве».

2004год

Город Путивль, Сумская обл. Пленэры в рамках акции « Путями Васильковского» по местам «плача Ярославны».

Знакомство с внучкой советского художника-графика Кибрик . Совместные плана на участие в фестивале памяти Кибрик.

Пленэр – паломничество в Святые Горы. Личное знакомство и длительные бесседы в Лавре о живописи и иконописи с иеромонахом отцом Феофаном, который в последствии с благословлением к творчеству художников « Слобожанское буриме», передал с паломниками со Святых гор икону Божьей матери «Презри на смирение».

Харьков .Академия Дизайна и искусств. Международный конкур « Водопарад»

художественно-дизайнерская инстоляция «Два в одном. Филипп Старк и Марсель Дюшан».

Харьков. Галерея АВЭК выставка «Парадиз».

Львов. Национальный музей. Выставка «Вiд серця до серця» .

Совместно с галереей АВЭК, организовал акцию-выставку «Харьков – любовь моя» детского творчества в парке им. Горького, привлекая детей к сотворчеству художников «Слобожанского буремэ».

Харьков. Создание расширенным кругом «буримистов» коллективного полотна «Харьков художественный» и презентация картины на выставке «Харьков –моя любовь»,посвященная 350-летию Харькова.

Киев. Экспо-центр. Презентация-выставка «Слобожанское Буримэ» «Цивилизация Любови» на форуме «Культура Украины на грани тысячелетий».Выставку открывал премьер министр В. Янукович.

Киев. Дворец Украины. Презентация арт-проекта «Слобожанское Буримэ» «Цивилизация Любови». Выставку посетил Президент Украины Л.Кучма.

Харьковский художественный музей, Роменский краеведческий музей и Путивльский краеведческий музей. Выставка «Путями С.Васильковского.Взгляд через век».

2005год

Харьков. Галерея «АВЭК». Персональная выставка О.Лазаренко «Диалоги в искусстве». Издание первого каталога «50 работ О.Лазаренко».

Портрет – воспоминание «Недосказанное. Диалог с отцом» в память об отце А.Д.Лазаренко

Венский Дом ул. Лермонтовская галерея «ДАБО» персональная выставка «Памяти отца».

Создание масштабной работы из 5 частей «Смерть и рождение Сальвадора Дали.Диалог».

Фольк-пленэры в Харьковской области с.Задонецкое. Создание портрета «Богдана Хмельницкого», посвящение другу Сергею Майбороде.

Харьков. Художественный музей. В «большом формате» представлена выставка «Круг Буримэ». Передана в дар музею О.Лазаренко картина-портрет «Путями С.Васильковского. Диалог»(100х90 холст масло)

Харьков. Академия Культуры презентация альбома «Коло Буримэ».

Создание 2-х совместных масштабных живописных полотен «Sammit»

(авторы О.Лазаренко, А.Шеховцов, А.Лысенко)

и «Лоно Триполья» (авторы А.Шеховцов, О.Лазаренко, А.Лысенко,В.Грицаненко) передана в дар Харьковскому художественному музею.

Поездка на этюды в Крым. Симеиз. Знакомство и совместная работа на пленэре с народным художником Украины В.П.Цветковой. Под впечатлением 5-летних пленэров в Симеизе создана работа «Симеиз.Впечатление»

Серия портретных работ стала основой масштабного проекта «Взгляд в ХХI век.Диалог с Пабло Пикассо»,посвященную харьковским художникам и дизайнерам.

2006год

Москва. Муниципальная галерея «А-3».Выставка «25 лет Музею современного искусства Джерси Сити .США» В Доме Писателя к 70-летнему юбилею А.Глезера(директора музея современного искусства .Джерси Сити США.) переданы в дар музею картины О.Лазаренко «Портрет А.Глезера.» , «Диалог с Пикассо», «О дизайне с Эдди Уорхолом» и коллективная работа «Буримэ» «Портрет звездного мальчика .А.Глезер»

(авторы О.Лазаренко, А.Шеховцов, А.Лысенко).

Москва. Украинский Дом. Арбат. Выставка «Буримэ» «Слобожанщина. Край надхнення».

Знакомство с академиком и доктором искусствоведения Д. Сарабьяновым в его мастерской. Создание совместного портрета в стиле «буримэ».

Серия работ над совершенствованием техники «мозаичной цветописи»,спекторальные эксперименты «Гепарды», «Леопарды», «Ирбисы», «Ягуары».

Крым. Алупка. Творческая дача Российской Петербургской Академии художеств им. Куинджи. Международные творческие пленэры.

Натальевка ….в поисках потерянного рая. Первый опыт совместной творческой масштабной пленэрной работы «Потерянный рай».

Харьковская Академия Дизайна и Искусств. Галерея «Академия». Выставка «Потерянный рай» «Буримэ» по итогам многолетних поездок.

2007 год

Живописное путешествие по Западной Украине. Подолье. Меджибож, Каменец-Подольск.

Хотын. Жванец.

Харьков .Галерея «АВЭК».Итоги странствий – каталог и выставка «Украинские твердыни».

2-х месячный международные пленэры в Алупке. Творческая дача Российской Петербургской Академии художеств им. Куинджи. Встреча с Рустэмом и знакомство с его домом-музеем национального татарского искусства.

По приглашению народной художницы Крыма В.П.Цветковой посещение ее творческой мастерской в Ялте (в память о встрече дарственный автограф.).

Серия частных семейных портретов ( Семьи Лупаевых (Москва), Тихоновых (Тверь), Болотиных (Харьков), Горшкова(Харьков), Дроботов(Харьков), Тер-Карапетянс(Харьков) и др) и совместных портретов современников в стиле «буримэ» (Л.Стародубцевой, О.А.Демина, Ю.М. Шкодовского, И.Я. Лучковского, Л.Г..Морозко, К.К.Шердеца,

Ван Гога и др).

….после печальных событий в жизни (смерти родителей), наступает депрессия и переосмысление жизненных устоев, творческих мироощущений. Попытка выйти из стресса…творческие поездки, общение с духовными лицами, поддержка родных и друзей подвели к давно зревшему плану. Создать Проект художественно-живописный «Истоки нашей веры». Веры, которая окрыляет и возвращает к жизни и творчеству. Целый цикл творческих работ посвящается памяти моей мамы, Лазаренко Галине Андреевне, поддерживающей и верящей в меня всю свою жизнь.

2008 год

Сирия. Странствие и паломничества. Дамаск. Маалюля. Сидная. Алеппо. Пальмира.Хомс.

Харьков. Галерея «АВЭК». Выставка с изданием каталога «Сирия путями первых христиан» Презентация совместного произведения .»Сирия. Апостол Павел» (авторы О.Лазаренко, А Шеховцов, В. Шматько, В. Шандыба..

Первая работа в серии «Апостольский век» «Святая Фекла .Маалюля» (100х100 мозаичная цветопись)

Паломническая и творческая поездка (О.Лазаренко и А. Шеховцов)– пленэр по Золотому кольцу России. Соловецкие острова.

Создание серии пейзажей и портретов по итогам поездки в 15 древних православных монастырей

Под впечатлением поездок начало работы над персональным масштабным проектом О.Лазаренко «Истоки нашей веры» и вторым проектом «Апостольский век».

Канада. Торонто. Центр Украинской диаспоры. Весенняя выставка. Публикация итогов выставки в канадско-американском еженедельнике «МОСТ». Статья «Барвистий дар маляра О. Лазаренко.Работа над портретами Т.Г.Шевченко как поэта и как художника.

Харьков. Радмир-экспохолл. Подготовка, организация и проведение крупномасштабной художественной акции «Утопия Ван Гога», «Цивилизация Любови» ( слобожанское буримэ) .Презентация книги В.Яновского «Ван Гог Утопия .Буримэ».

Турция .Стамбул (Константинополь).Продолжение работы над масштабным проектом «буримэ» «От первых христианских храмов до православных твердынь».Изучение мозаик и фресок византийской эпохи.

Шаровка. Натальевка. Мурафа. Зимние и летние пленэры.

Святые Горы.Осенние пленэры Святогорской Лавры.

Почаев. Творческая экспедиция – паломничество в Почаевскую Лавру.

Написание совместной картины «Почаевская Божья матерь»(авторы О.Лазаренко, А.Шеховцов , А.Лысенко, А.Резниченко, В.Шматько).

Для проекта «Апостольский век» (О.Лазаренко) созданы две работы «Апостол Петр» и «Апостол Андрей Первозванный» (150х150техника «мозаичная цветопись»).

2010год

Харьков. Галерея «АС» (Art Conculting Groop) персональная выставка О.Лазаренко.

Активная работа над образами 12 Апостолов.

Святогорск. Зимние – весенние пленэры.

Россия. Санкт – Петербург. Пленэр - паломничество в Свято-Александро-Невскую Лавру.

Россия. Сергеев Посад. Пленэр - паломничество в Троицко- Сергиевскую Лавру. Знакомство с иконописными мастерскими.

Украина. Киев. Пленэр – паломничество в Киево -Печерскую Лавру.

Черногория. Хорватия. Албания. Знакомство с историей христианских храмов на побережье Адриатического моря на Балканах.

Крым. Украина. Херсонес и пещерные православные храмы Черномории (Бахчисарай , Херсонес, Севастополь, мыс Фиолент, Керч.

Продолжение работы над проектом О.Лазаренко «Истоки нашей веры»: «Равноапостольный князь Владимир Мономах», «Святой князь Александр Невский», «Князь Даниил Галецкий». «Андрей Рублев», «Иконописец Алиппий».

Крупномасштабная совместная работа «Каменецк Подольск» (700х210) (О.Лазаренко, А.Шеховцов, В.Грицаненко, А. Лысенко).

Журнал национального музея Украины «Музейний провулок» №2 2010год статья «Красен божий свiт» (Степан Сапеляк) о творчестве Олега Лазаренко.

Харьков. Государственный музей частных коллекций организовал и провел персональную выставку О.Лазаренко, посвященную Дню Художника в галерее детской художественной школы им. И.Репина.

Харьков. Государственный музей частных коллекций Галерея «Гостиная на Дворянской».

Выставка М.Г. Безнощенко - Лучковская и ее учеников «Приемственность».

2011год

Работа над образами Княгини Ольги, Ярослава Мудрого и образами евангелистов в Проекте О.Лазаренко «Истоки нашей веры»