Тот, кто хоть однажды побывал на выставках «Товарищества передвижных художественных выставок XXI век (Санкт-Петербург)», не мог не обратить внимание на работы петербургского пейзажиста Юрия Белозерского. Его образы, едва попав в поле зрения, приводят к себе любого зрителя. В чем же притягательность искусства этого мастера, в чем его своеобразие и почему при всей его востребованности для зрителя, как рядового, так и искушенного, оно до сих пор не нашло серьезных подражателей?

Сам художник никогда не скрывал основополагающих принципов его творчества:

«В моём случае -есть "три кита", на которых стоит мир искусства (мой мир

искусства):

Первый- оптические свойства нашего зрения, а также пантэон оптических предметов - зеркала, линзы, микроскоп, бинокль, телескоп, фото и кино-видео камеры, которые модернизируют рецепторы творца как инструмент, интерпретируют визуальное пространство, и делают возможным управление пограничным состоянием, расположенным между реальным миром и вероятностным.

Второй -явления и свойства природы в помноженной степени- Ощущение сопричастности творца к результату происходящего (результат всегда--один "из"...!),--делающий пластичным и гибким желаемое, а потом, -как следствие и эволюцию действительного!(!) Такая сопричастность не позволит потерять ощущение исключительности в каждом проживаемом промежутке времени.

И третий- это свободная аксонометрия, обязанная детству, которое прошло в холмистой местности, аерофотосъёмке, и особенно полётам на параплане, дающих

необычное ощущение поведения трёхмерности: веерную векторность всех составляющих визуального пространства, а на больших скоростях -векторность сферическую. А также объединение искривлённого пространства и оптических свойств во "взгляде стрекозы", обращённому к обыкновенной реальности. И язык живописи реалистичной - здесь необходим для большей документальности происходящего в картине, т.е. в воображении,

часто на грани, или за пределами возможного, где мир точно такой же как этот, только более пластичный и гибкий --- как в первые дни Творения!». (Прим.: орфография и пунктуация- Ю.Белозерского)

К этой цитате добавляем - и это добавление необходимо - теоретические рассуждения этого художника как никакого другого, претендующего на новаторство, всегда подкрепляются практикой живописи. Если бы было принято оценивать меру теоретической части в общем труде над картиной, то наблюдательный зритель пришел бы к выводу о ее постоянно высокой доле для каждого произведения Ю.Белозерского. Этот же зритель заметит, что теория здесь - не просто измышления «по поводу», она работает в каждом образце зримо и убедительно. Позволительно сравнить нашего художника с практикующим врачом, чей опыт и навыки зачастую полезнее для дела, нежели просто теоретические познания специалиста.

Прежде чем кисть или карандаш начнут свою работу изобразительная система в каждом случае не раз и не два претерпевает изменения. Собственно, какой-то одной, уже сложившейся системы нет, поскольку в качестве объекта выступает не отдельный фрагмент местности, а какое – то одно, реже- два свойства природы, и чаще всего - оптические. При этом неважно, идет ли автор от предметного ряда к зрителю или наоборот. И тот и другой пути окажутся одинаково интересными.

В пастелях, где использован композиционный прием «лягушачьей перспективы» («Два берега» (2005, к.,пастель) выразительные свойства материала, более мягкого и нежного, чем масло или акрил соединяются с энергичным построением перспективы с иллюзией ее вывернутости. Что-то похожее мы наблюдаем у К.Петрова-Водкина, но там вселенский взгляд на природу соотносился с революционными преобразованиями настоящего или чем-то иным, отличным от нашего случая.

Иногда кажется, что между зрителем и объектом на картине отсутствует какой-то участок пути. Наш взгляд может остановиться либо в начале этого пути, либо в конце, а в каком-то случае уходит в сторону от первоначального пути, словно следуя логарифмической кривой ( «Два берега» (2005, к., пастель), «Окраина парка» (1995, х.м.).

Необычное представление формы пространства- всего лишь одна особенность творчества пейзажиста. Его пространство – не просто осязательно трехмерно; в нем происходит движение, а в целом ряде случаев зритель сам как бы перемещается в нем.

Мы не раз убеждались, что каждое новое предложение формы и динамики пространства Белозерского легко принимается зрителем, т.е. последний легко верит видению автора, в его трактовки трехмерного мира и происходящего в нем. И это легко объяснимо – просто Юрий Белозерский последовательно и, главное - без всякой надуманности «открывает» свои наблюдения для зрителя. В этом одна из причин жизненности – отметим это - его искусства.

Но если зритель, как правило, соглашается с этим, у коллег по ремеслу с традиционной школой такой подход к композиции, к построению линейной и- что особенно задевает московских мастеров- цветовой перспективы, вызывает дружное неприятие. Но мы оставим этот факт без комментариев.

Отход от прямолинейного восприятия природы – не единственное, что отличает пейзажи современного художника. Вообще о шаблонности творчества Юрия Белозерского говорить не приходится. И это – не просто фраза. Такие его произведения, как уже упоминавшаяся «Окраина парка», «Земля круглая» ( х.м.), «Ландшафт, опознаваемый на высоте границы с акустическим вакуумом» (1997, х.м.), «Персиковый сад и хор цикад» (2004, пастель) и многие другие убедительное тому подтверждение. Есть, правда, пристрастие к панорамным видам, к необычным ракурсам и экспериментам с «расфокусировкой» вокруг главных объектов изобразительного поля ("Насекомое, бегущее от грозы" (2000, х.м.), но это также и лишний повод к разговору о способности автора видеть мир широко и все равно по- разному.

Еще один важный момент, также особо отмечаемый нами - желание наблюдать объект из разных положений. Напомним еще раз: объект здесь - это состояние или свойство природы. Т.е. живописец сознательно усложняет задачу. К месту сказать: увлечение парапланеризмом, аэрофотосъемкой и занятиями с оптическими устройствами – телескопом, микроскопами и т.п. дает художнику не только ощущение радости полета или своего маленького открытия, но и новый интересный материал для работы. Этого уже достаточно, чтобы охарактеризовать Юрия Владимировича как целеустремленную и неординарную личность.

Деятельным мы видим его и как члена правления «Товарищества передвижных художественных выставок XXI век (Санкт-Петербург)», где он заслужил славу беспощадного критика. Правда, объектом критики для него является отход от традиционной реалистической школы. Зная его собственный выбор, трудно найти причину этому. Вероятно, это следствие распространенной у многих южнорусских и украинских художников веры в незыблемость основ живописи И.Е.Репина. (прим.: Ю.Белозерский родился 19.12.1966г. в Полтавской области на Украине. Первоначальное художественное образование получил в Лубенской художественной школе. С 1982 по 1986г. учился в Донецком художественном училище. Определяющее влияние на художника оказал первый педагог Семенюта Василий Иванович. В период становления Юрий Владимирович именно у него приобрел потребность уделять особое место роли цвета в своей изобразительной системе, использовать цветовые рефлексы и цветовую перспективу, а также работать без ложных мазков. С этим педагогом художник выезжал для ознакомления в мастерские известных киевских мастеров, в частности Т.Яблонской. Еще один мастер, Петр Левченко, оказывал на творчество художника, влияние уже своими работами. От него у Ю.Белозерского интерес к интерпретации солнечного света в пейзаже).

Свежесть взгляда на формы и способы представления пространства, непринужденность манеры, жажда эксперимента и сохранение при всем этом цельности образа почти в каждом произведении не устраняют, впрочем, одной странности искусства этого художника. За эффектностью подачи в программных произведениях не проглядывается и гуманистическая составляющая искусства. Нет той пружины, которая вызывает у нас, зрителей, такие привычные чувства как доброта, любовь, сопереживание, гнев, боль и т.п. все это, как и гуманизм вообще – не предмет поиска для пытливого художника, избравшего свой рафинированный подход к целям и задачам искусства в своих оригинальных формах и со своим содержанием.

Именно поэтому во всех сколько-нибудь значимых произведениях Ю.Белозерского отсутствует человек. Ничего, указывающего на присутствие человека как такового в картине. Есть только созерцатель извне и это – важнейшая особенность творчества

Ю.Белозерского. Для автора главное – представить способ видеть какой- либо факт или предмет, а не показ его качеств. Иначе - заинтересовать зрителя необычностью представления чего-либо или необычностью происходящего. И опять же: показывается не фантазия, а вполне реальное, но увиденное по-иному.

Само собой разумеется, что при таком подходе исчезают границы национального. Определение места события также становится неопределенным – временная точка теряется, можно определить только эру или геологический период, и для места действия – как географический объект - лес, река, горы, город («Затерянный мир» 2007, х.м. и др.)

Мы пока условно называем это направление оптическим реализмом. Отличимость его очевидна, но только для того, кто способен не только смотреть, но и понимать как именно он видит и как вообще можно смотреть.

Проблемы творчества несомненно талантливого художника не ограничиваются сказанным. В этом кратком анализе мы постарались убедиться в их актуальности для современного искусства, в их тождественности тем задачам, которые стоят перед искусством в целом и перед реализмом в отдельности. Бесспорно одно – творчество этого мастера неслучайно; путь, который избрал Юрий Белозерский – оригинальный выход из рамок традиционной реалистической живописной школы, сохраняющий ее отдельные важные положения.