Еремеев Олег Аркадьевич
Имя Олега Аркадьевича Еремеева давно и прочно закреплено в искусстве. Известный петербургский живописец, график, педагог являет собой какую-то особую стать нашей русской культуры. Его творчество необычно; без броской нарядности и лоска, без громких экспериментальных выпадов оно «держит» какую-то чрезвычайно важную и не всегда осознаваемую линию национального искусства. Его художественный метод сродни крестьянскому труду – основательный, надежный; заставляющий видеть внутреннюю, а не внешнюю красоту явлений.
Знакомство с его произведениями, и живописными, и графическими, заставляет думать о скрытой силе искусства вообще; вынуждает понимать также, что изящество и зрелищность никогда не были главной стороной русского искусства. Его работы оставляют тоже ощущение, что и литература Михаила Загоскина; каждое произведение в отдельности и все вместе формируют в нас основы образа мышления и ментальности, которые трудно описать, но легко почувствовать.
Ученик известнейшего советского мастера Бориса Иогансона перенял, наверное, главное у своего учителя – интерес к человеку. В богатом наследии Еремеева трудно выявить любимый жанр. Но все его живописные полотна и графические листы так или иначе посвящены человеку и его месту в этом мире. В них нет надуманности и художественной спеси, нет менторства, которое могло бы понятным образом прийти к мастеру, заслужившему звания народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, Петровской академии наук и искусств и Российской академии естественных наук.
Все его образы отмечены какой-то интересной чертой характера, подчеркивающей изобразительную выразительность. Как настоящий мастер Олег Аркадьевич делает это убедительно и неожиданно. Свидетельством тому может служить серия рисунков, отобранная для книги очерков самого художника «От Америки до России», в которых характеры персонажей показаны чрезвычайно разнообразно, зачастую в самых неожиданных ракурсах и со всевозможными оттенками.
Художественное видение Еремеева заставляет зрителя ощутить даже собственный характер сооружения, здания, уголка природы в пейзаже, отдельного аксессуара в натюрморте. Именно такими представляются зарисовки кубинского городка Тринидад, горки крыш в итальянской Сиене, церкви в русском Кириллове. В образах храмов и монастырей России словно живет какая-то непонятная прелесть, так ненавязчиво художник предлагает нам свое понимание красоты православной архитектуры.
Наверное, квинтэссенцией этой области творчества должна служить картина «Псков.Троицкий собор» (х.м., 1998), где есть красота и величие храма, его органическая связь с берегом и рекой Великой, сложная и одновременно понятная палитра. В этой работе заметно следование художником своей линии подчеркивать роль цвета в живописи.
В своих лучших пейзажных работах Еремеев доходит до сути жанра. При этом он старается не повторять себя и не заимствует чужие удачные трактовки и решения. Выставлявшийся неоднократно «Товариществом передвижных художественных выставок.XXI век.(Санкт-Петербург)» и не потерявший за долгие годы своей свежести «Порт в Сибири» (х.м., 1959) приветствует нас арабесками осенней палитры. Подлинно петербургский мотив показал художник в холсте «Зима в Царском селе» (х.м., 1998).
Картина «Знакомство»(х.м., 2003) с ее приглушенным колоритом не является пейзажной в строгом смысле. Этот жанр здесь- не главная часть произведения. Но образное видение и выбор средств для его воплощения заставляют понять, что именно такие произведения и являются образцами с сутью национального пейзажа среди бесконечного числа видописи нового времени, выполненной зачастую добротно, но без понимания смысла жанра вообще и национального в особенности.
Профессор О.А.Еремеев долгие годы делится своим талантом с учениками в стенах Академии художеств, доказывая студентам и свое право учиться искусству дальше. С 1990 по 2001гг. он являлся ректором Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
Работы мастера находятся в разных собраниях многих стран мира, в том числе и в экспозиции Научно-исследовательского музея академии художеств, которой О.А.Еремеев отдал более полувека своей жизни.