Нистратова Елизавета

ОБРЕТЕНИЕ МАСТЕРСТВА.

(Ежедневные новости Подмосковье №12 (2215) 27 января 2010 года)

Все грани таланта Елизаветы Нистратовой были представлены на ее персональной выставке в Дзержинском

Персональная выставка для художника – всегда большое событие. А для молодого – особенно. Постоянно вертятся в голове мысли, как оценят работы зрители, что скажут маститые коллеги. Переживала и Елизавета Нистратова, готовя свою персональную выставку в Культурно-эстетическом центре городского округа Дзержинский. Но её волнения были напрасны.

В её работах чувствуется свои неповторимый стиль, твёрдый, уверенный мазок, удивительно философское мировоззрение. Из-под кисти Елизаветы выходят полотна о нашей жизни, непреукрашенной и всё же прекрасной. На вернисаже было сказано столько тёплых слов о творчестве художницы. Особенно приятны отзывы старших коллег. Известный люберецкий живописец Радомир Алехов так отозвался о работах Лизы: «Талантливость Елизаветы Нистратовой не вызывает сомнений. Радостно, что есть такая молодёжь, которая знает, чего она хочет, и добивается этого с радостью и энтузиазмом. На персональной выставке художник показывает себя через свои произведения всесторонне и всеми гранями своего таланта. Елизавета – художник самобытный, она постепенно обретает свою индивидуальность Её многогранность портрет, пейзаж, жанровые картины, натюрморт, эскизы костюмов и декораций - поможет стать незаурядным мастером». Особо отметил Радомир Алехов портрет монаха, в котором художнице удалось отразить внутренние глубокие переживания. Кажется, что в его раздумьях вся предыдущая жизнь, сомнения, смог ли он отмолить свои и чужие грехи. В его облике и руках не столько физической усталости, сколько моральной. Причём, по словам Елизаветы, она не писала какого-то конкретного человека, это собирательный образ русского монаха.

Лиза с отличием окончила Московское государственное академическое художественное училище памяти1905 года по специальности художник-декоратор, позже Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова с красным дипломом, мастерскую профессора Татьяны Назаренко. Но нельзя сказать, что, обладая несомненным даром, она легко и просто всего добилась. Прежде всего её характеризует невероятная работоспособность. Елизавета не просто любила рисовать с детства, она уже тогда мыслила образами, они мелькали перед ней, как кадры интереснейшего кинофильма. В подростковом возрасте она много читала о художниках, внимательно изучала их картины и ей хотелось приблизиться к их творчеству.

До поступления в училище памяти 1905 года она всего лишь пару лет занималась в Люберецком ДК рисунком. Поэтому и поступить удалось не сразу, навыков не хватило. Зато в дальнейшем и училище, и институт Елизавета окончила с отличием.

С 2002 года она начала участвовать в различных выставках, в том числе областных, интересных акциях и пленэрах молодых художников. Любит ездить по старинным российским городам. Неоднократно была в Боровске, Вышнем Волочке,

колоколен, бескрайние просторы, нетронутая природа вдохновляют её на создание великолепных полотен. Например, по результатам поездок в Великий Устюг Лиза написала целую серию пейзажей и образов простых людей - жителей этого города. Часть этих работ представлена на выставке.

Елизавета - человек целеустремлённый и увлекающийся. Она уже сложившийся живописец, но на достигнутом останавливаться не собирается, постоянно совершенствуется и постигает новое. Так, недавно она окончила курсы «Русская икона XXI века», собирается попробовать себя в реставрации, продолжает свои поиски в театральном искусстве. Мечтает поработать в профессиональном театре. В её творческом багаже уже немало созданных эскизов декораций и костюмов к различным спектаклям. На выставке можно увидеть эскизы к спектаклю «Трёхгрошовая опера» по пьесе Бертольта Брехта, сказке Андерсена «Соловей», эскизы костюмов к спектаклю «Бешеные деньги» по пьесе А.Н. Островского, театральные костюмы к балету «Легенда о любви»

Привлекает внимание сразу портрет Ф.М. Достоевского - копия известной картины Василия Перова.

- Достаточно трудно было работать над этим портретом, - рассказывает Елизавета. - Попыталась создать его в технике старых мастеров, хотя до этого не пробовала. Около года писала эту работу время от времени.

В творческих планах художницы - продолжение серии московских городских пейзажей. Эта серия была начата дипломной работой. Очаровывают её и окрестности города Дзержинский, виды Николо-Угрешского монастыря. Есть интересный замысел создать многофигурную картину по поэме Александра Блока «Двенадцать» и завершить серию графических работ тушью по произведениям Достоевского.

В своих живописных работах Елизавета отказывается от проработки конкретных деталей, чтобы художественный образ получился более цельным. Любит писать картины о мире, в котором живёт. Практически все сюжеты подсмотрены ею в обыденной жизни. Она и выразить их художественными средствами. Путём| сочетания красок передать настроение и впечатление от увиденного. Люди на её картинах - обычные прохожие, которым художница сопереживает. Глядя на картины Елизаветы Нистратовой, кажется, что они написаны легко. На самом деле за каждым полотном стоит серьёзная работа. У художницы свой живописный язык, во многом он отходит от реалистической школы. Но это лишь подчёркивает индивидуальность и стиль Лизы и помогает создавать ей на своих картинах совершенно особое настроение.

Марина АЛЕКСАНДРИНА

Люберецкая панорама №4 (273), 4 февраля 2010 года

Живописный голос Подмосковья

ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ

Люберчанка Елизавета Нистратова открыла первую персональную выставку своих картин в культурно-эстетическом центре г. Дзержинского.

Представлено 47 полотен: натюрморты, портреты, пейзажи, иллюстрации к литературным произведениям, эскизы костюмов и декораций к спектаклям. Такое разнообразие не случайно. Дело в том, что Елизавета в 2000 году закончила с отличием МГАХУ памяти 1905 г. и в 2007 г., тоже с отличием, МГА- ХИ им. В.И. Сурикова. В 2008 г. она уже стала членом Московского союза художников. Это, я вам скажу, головокружительный подъем по творческой лестнице. Мы ее поздравляем и желаем дальнейших успехов в творчестве.

В пейзажах Елизаветы Нистратовой присутствует романтизм, в натюрмортах - углубленная самобытность, в портретах - современное мироощущение, которое рождает выразительные образы. Картины художницы не назовешь многокрасочными. Достаточно взглянуть в целом на палитру, и становится ясно, что преобладает темный колорит. Но присмотритесь внимательнее. Общая темная тональность картины несет важную функцию - она ярче выявляет смысловые пятна. Освещенные скупым солнцем стена старого дома или стена сельской церкви излучают такое тепло и уют, что хочется около этой стены постоять и даже погреться. («Вышла на солнышко», г. Боровск).

В небольших по размеру полотнах художницы зритель не найдет эффектных пространственных построений или резких цветовых контрастов. Она стремится привлечь внимание зрителя не размерами картины, а выразительностью.

Автор выработала особую систему живописного повествования. Характеристикой этого может служить портрет монаха с натруженными руками, в облике которого печать ответственности за грехи людские. Не находит он успокоения ни в труде, ни в молениях перед иконой Божьей матери.

Примечательно, что молодую художницу Елизавету Нистратову не соблазняют вошедшие в моду гламурные красивости. Она остается верной своему художественному кредо.

Радомир АЛЕХОВ, член Союза художников России

Фото Юрия Харламова, члена Союза журналистов России

Угрешские вести• №2(1004) 19 января 2012 года

«Нет, не умею я жить спокойно..»

12 января в Культурно - эстетическом центре открылась персональная выставка молодой московской художницы Елизаветы НИСТРАТОВОЙ

В нашем городе Лиза выставляется в третий раз. Два года назад премьерная экспозиция также прошла в КЭЦ, во второй раз зрителями живописных работ стали студенты, педагоги и гости Николо-Угрешской семинарии. И вот новая приятная встреча.

Елизавета порадовала творческую интеллигенцию нашего города, гостей, приехавших из Москвы, Люберец, Котельников, своих родных и друзей созданными за последний год полотнами. Девушка призналась, что очень любит писать пейзажи с видами русских старинных городов: «Я полюбила их, еще учась в институте. Каждый красив по-своему, каждый со своим характером - невозможно выделить какой-то один». Вот ее любимый Переславль-Залесский, а здесь самобытный Сергиев Посад, весенне-прозрачный Малоярославец, основательный Ростов Великий и множество других городов российской глубинки с их милыми сердцу русского человека церквями и поленницами. «Мне близка природа средней полосы с ее немного тоскливым осенним состоянием, но радостным цветением весной и летом». Действительно, смотришь на большинство пленэрных картин Елизаветы, и в памяти невольно встают позабытые образы прежней России.

Пабло Пикассо как-то сказал, что художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует. Неподражаемый испанец, похоже, знал, что говорил.

Записная книжка художника

Выступая на открытии выставки, коллеги-художники с уважением отметили выдающуюся работоспособность Елизаветы Нистратовой. Более 50 новых работ, по большей части пленэрных, представлено в КЭЦ. Не случайно, знающие люди утверждают, что работа на природе является прекрасной школой для художника. Это его своеобразный творческий дневник, записная книжка, которая хранит не только то, что художник успел запечатлеть на холсте, но и настроение, мысли и мироощущение. Пленэрные работы, хоть и являются по сути своей эскизными, ценны искренней эмоциональностью, первым непосредственным впечатлением.

Дзержинский художник Дмитрий Шабунин, говоря о заметном творческом росте Елизаветы как живописца, отметил ее смелость при работе с цветовой палитрой. «Она не боится добавлять яркие цвета, не боится «промахнуться». Ведь в работе на пленэре есть свои особенности - у художника, как правило, в запасе минут 40-50 на то, чтобы запечатлеть пойманное состояние света и тени, колебание воздуха и оттенков. Приходится работать быстро - что-то успел зарисовать, что-то запомнил.

Лиза смело работает, она укладывает рядом те цвета, которые, поддерживая друг друга, становятся ярче. Если не видеть работы Елизаветы, то глядя на эту скромную девушку, можно представить, что и ее живопись должна быть размытой, нежной, такой зализанной, но нет, она передает состояние окружающего мира стремительными мазками красок. Ее живопись оставляет праздничное настроение, солнечное.

Она должна гордиться своими учителями, друзьями и, конечно, родителями, которые поддерживают ее. Елизавета может полностью посвящать себя работе. Дай Бог, чтобы и дальше Лиза осталась верна себе, а свой стиль, безусловно, прорисуется»

Жажда творчества

Сложно не согласиться и с мнением искусствоведов, что Елизавета Нистратова яркий представитель русского экспрессионизма. Ее полотна наполнены воздухом и цветом, они «дышат». Запечатленное на полотне мгновение - не живописная констатация ушедшего времени, не пассивная копия увиденного, это мгновение продолжает самостоятельно жить, наполняя настроением окружающее пространство. Работы Елизаветы также свободны и независимы, как и их автор. В каждой картине чувствуется эмоциональное состояние, которым ее щедро наделяет молодая художница.

Конечно, та легкость в зрительном восприятии работ Елизаветы Нистратовой достигается тяжелым трудом. Поездки, громоздкий мольберт, краски, холсты, выбор натуры, в конце концов, ветер, который постоянно пытается опрокинуть этюдник. «Да, - с улыбкой соглашается художница, - это тяжелый труд - с одной стороны, с другой - большая радость. Возможность оставить после себя свои чувства, впечатления, которые увидят другие люди. Бывают и периоды творческих мучений, которые одолевают всех художников. Порой кажется, что что-то не получается, иногда, что не получается все. Но радость творчества перевешивает».

Да, с жаждой творчества, заложенной Господом Богом, справиться невозможно. Худо-жник не может не писать, все его естество требует самовыражения. Мама Елизаветы, Елена Львовна Нистратова, вспоминает, что первые свои картины Лиза, как и многие дети, создавала на обоях, с восторгом показывая родителям свое творческое открытие мира.

Ее путь в профессиональный мир был достаточно долгим: занятия в люберецкой изостудии и на подготовительных курсах Московского академического художественного училища памяти 1905 года, затем учеба там, на театрально-декорационном отделении, которое она с отличием окончила в 2000 году. И вновь подготовительные курсы теперь уже при Московском государственном академическом художественном институте имени Сурикова, далее следуют пять лет учебы там, на факультете живописи. В 2007 году Елизавета становится обладателем красного диплома об окончании высшего учебного заведения. И все это время она много работает, ездит по стране, привозя из путешествий новые впечатления. К счастью, в конце прошлого, 2011 года Елизавета получила собственную мастерскую в Москве и теперь, по словам мамы, сможет писать любимые ею большие картины, где она вольно себя чувствует, где много места для самовыражения.

Если читатель думает, что уже достаточно хорошо познакомился с описанием творчества Елизаветы Нистратовой, ее личностью, и готов направиться в Культурно-эстетический центр для созерцания непосредственно живописи молодой художницы, то хочется немного приостановить этот похвальный порыв и задержать ваше внимание еще на несколько минут. Для, так сказать, полноты картины...

«Кисть в руке и слово в сердце»

Кто о нас знает лучше, чем наши друзья, а о нашем творчестве, чем коллеги?

Поэтому рассказ члена Союза художников России, писателя Радомира Алехова, чело-века, прекрасно знающего Елизавету, приоткроет перед нами все грани ее творческой личности:

- Кисть в руке и слово в сердце - две птицы счастья - встретились в Елизавете. И это так. Перо в руке художницы становится таким же волшебником на бумаге, как и кисть на холсте. Строчки ее стихов поражают своей простотой и необыкновенной образностью.

Сосновый лес, в платочках бабки

В ненастье топчут сапоги,

Река и на откосе лавка

Среди подсолнечной лузги...

Она талантливо пишет стихи, пейзажи, натюрморты и портреты, жанровые картины, создает эскизы костюмов и декорации к спектаклям, она иллюстрирует русские сказки. Сколько творческой энергии, доброты и света в этом многогранном человеке!

Творческая одаренность, мастерство и фантазия - вот три кита, на которых держится живопись. Елизавета Нистратова - одна из тех, кому удается соединить в себе все эти три составляющие, и живопись ее - лучшее доказательство их гармоничного взаимодействия. Она работает в реалистичной живописной манере, добавляя легкость импрессионизма, не перегружая полотна лишними деталями. Она пишет в сочных, красочных, а также в лиричных, пастельных тонах. «В каждой работе я стараюсь выразить свое отношение к миру, который меня окружает, передать красоту и поэзию мгновения такими, какими вижу и чувствую их сама», - говорит Елизавета. Храмы и монастыри — излюбленные мотивы ее полотен. Только перечень городов, где она побывала, впечатляет: Суздаль, Боголюбово, Коломна, Сергиев Посад, Можайск, Александров, Боровск, Константиново, Малоярославец, Ростов Великий, Серпухов, Переславль-Залесский, Вышний Волочек, Великий Устюг...

Елизавета, являясь прирожденным театральным художником-пластиком, чьи костюмы раскрывают яркие образы человеческой натуры, в жизни сама удивительно проста в одежде. Ее не соблазняют вошедшие в моду гламурные красивости. Она остается верна своему восприятию и художественному кредо.

...Все пройдет

Ван Гогу

Когда-нибудь подсолнухи завянут,

Сотрется надпись на твоей могиле,

Погаснет солнце

Во Вселенной,

Но прошлое, что было настоящим когда-то,

Остается неизменным.

* * *

Я никто, меня нет, хоть живу и дышу,

Но не чувствую я перемену погоды.

Первый снег за окном, я куда-то спешу.

Я боюсь не успеть

В толчею перехода,

Где толпа, подхватив,

В грудь мне двинет локтем

И ударит под дых

В непрестанном движенье

И пошлет меня на...

Полупьяный монтер,

И пойду я туда, как и все поколенье.

В душном потном метро

На рекламном панно

Улыбается рот...

Все пройдет

Ну, вот, пожалуй, в нашем рассказе можно поставить точку и порадоваться за вас, уважаемые читателями, потому что вам еще только предстоит ощутить радость знакомства с миром живописи Елизаветы Нистратовой.