Татьяна Лушникова

Лушникова Татьяна

Лушникова Татьяна Львовна

Живопись Татьяны Лушниковой (р.1973г, г.Пенза) –счастливый и редкий пример удачного соединения традиции и новаторства. Для отечественного искусства рубежа XX-XXI веков –пример нехарактерный, но важный для осознания того факта, что реалистическое направление в целом не просто продолжает существовать, не просто еще играет важную роль, но и сохраняет способность к саморазвитию.

Истоки, дающие образцы правдивой по отношению к собственно искусству и узнаваемой живописи Т.Лушниковой лежат в ее творческом методе и мироощущении. В ее образах, как в свое время в балете Галины Улановой все строится на стремлении добиться отточенности в каждом элементе, без упора на внешне эффектные, но несложные для профессионала по исполнению приемы.

К числу таких работ принадлежат холсты «Беломорские острова» и «Карельские камни» (оба- 2003, х.м.). Как и в других работах обширного цикла на тему Русского Севера сюжет в них прост и лишен тех компонентов, которые однозначно исполняли бы роль эмоционального ядра, подобно инициалу в средневековой миниатюре.

Постоянная работа на пленэре (только на Белом море состоялось шесть экспедиций с участием Т.Лушниковой) закрепили привитые еще в Институте им. И.Е.Репина Российской академии художеств принципы художественного построения. Некоторые из них- задумывать картину сразу, целиком, выделяя главную идею; отход от чисто декоративного решения; выбор цвета как основного и объединяющего начала и дают те образцы, которые являются серьезным примером монументального в искусстве.

Невольно Татьяна Лушникова вступает в заочный спор с мастерами так называемого «сурового стиля». Ее работы только на первый взгляд кажутся простыми, но во всех решениях нет никаких упрощений. Каждый элемент картины имеет необходимые связи с другими и подчинен определенной логике. Суровая красота северной природы в пейзажах петербургской художницы приобретает лирическую, негромкую и очень нужную составляющую, ту самую «русскую» ноту, почувствовать которую легко, а выразить сложно.

К таким образам Татьяна Лушникова идет не спеша, вынашивая замысел подолгу, когда неделями, а когда и по году. Отказываясь от броских сюжетов, художница следует натуре, но не буквально.

«Для меня пейзаж и природа не просто красивое место, а одушевленный мир. Когда я попадаю в новое место, мне интересно создать образ этого места, именно этого, отличного от всех других. Найти тот ракурс, колорит и состояние природы, которые выражали бы глубину и характер природы именно в этом месте. Оно должно быть узнаваемым, но не фотографически точным. Приходится выстраивать композицию, переосмысливать, что-то изменять, чтобы создать уникальный образ… Иногда стремление к красоте и попытка точно передать пейзаж отвлекает от глубокой идеи, с которой должна создаваться картина.»

Т.Лушникова

Показать особый характер места, как и его характерность для данного края легче всего удается в панорамных работах с объединяющим мотивом. Чаще всего таким мотивом для автора служит река или море- источник жизни для каждого помора.

Почти все наиболее значительные произведения на тему севера так или иначе связаны с водой. Водная стихия предлагается зрителю в самых разных вариациях: уходящая вперед порожистыми рукавами в «Карельских камнях» с явно нацеленной перспективой и спокойная с обжитыми берегами река в «Деревне Нюхча», легко обозреваемая благодаря нетрадиционному ракурсу; сливающиеся полосы воды и неба в «Уплывающих островах», «Вечернем солнце», «Движении моря» (все-2007, х.м.).

Еще один лейтмотив пейзажных работ- заброшенная деревня. Таинственность опустевших домов в пустынной тишине севера сложены с какой-то силой, подталкивают зрителя к философии нашего бытия.

Для тех , кто знаком с работами этого цикла Т.Лушниковой - хорошо знаком и еще один характерный штрих, своего рода авторский росчерк- свет в ее пейзажах, самый что ни на есть «северный» свет, его в картинах сразу подмечают все, кто хоть раз застал пору белых ночей. Венцом ее творчества на сегодняшний день является небольшая по размерам, но необыкновенно выразительная «Золотистая ночь» (2006, х.м.). Умирающая деревня в этой картине предстает в своей благородной красоте, золотистое свечение белой ночи здесь -словно мандорла для святых, а в целом –это реквием той патриархально правдивой жизни народа, от которой мы отказались, которую предали за неясные блага. Здесь хочется простить художнику и не совсем последовательную линию в организации планов, за преднамеренный отказ от четких акцентов в такой трудной задаче как цветовая перспектива. Но есть желание похвалить за путь поиска, по которому идет Татьяна Лушникова. Не всегда и не во всем она идет ровно, случается, что следы эксперимента остаются заметными в картине. (например, «белая ночь на Белом море» (2006, х.м.), «Остров» (2007, х.м.). Но каждый поиск требует жертв и эти жертвы у Лушниковой не напрасны. Уверенно чувствуя себя в масляной живописи она сознательно осваивает акрил («Остров»). В смесях синего ультрамарина с черными марсами, фиолетового кобальта, пурпурного ультрамарина в тенях, синего кобальта полосы неба слышится неожиданно звонкая музыка, отличная от музыки тех же цветов в масле, но и здесь это музыка серьезного оркестра.

Лушникова предпочитает сложные цвета, оставляя в палитре несколько из них. Чаще всего-натуральную сиену, умбру, охру светлую, ультрамарин. Без имприматуры, от подмалевков до законченного в несколько сеансов картины завершает художник когда-то давно задуманный образ.

Наверное для таких художников самая трудная задача -верно задать тональность картине, поскольку- и в этом убеждена и Т.Лушникова-каждый объект и каждый цвет имеют свой характер и свою тональность. В комбинациях объектов участвует и фантазия, заставляющая исключать или дополнять что-либо. И это – верный путь от реализма ложного, видописного к реализму истинному.

В сочетании с трепетной живописью, полученной у своего учителя В.В.Загонека и уверенным пониманием композиции, усвоенной у С.Д.Кичко-другого педагога Института им.И.Репина собственные решения художницы определяют те основные черты ее собственного стиля, которые узнаются легко и всеми.

В других темах пейзажа, как и в других жанрах .Татьяна Львовна отходит от аскетизма. Академический рисунов в жанровых композициях проступает уверенно и там, где удачно назначены роли для персонажей и предметного ряда появляются интересные образцы. Наверное, такими следует считать полотна «У окна» (2006, х.м.) и «Цветущий май» (2005, х.м.). Со светом на зрителя из холста исходит радость майского дня, то особое настроение, которое звучало когда-то в жизнеутверждающих симфониях недавнего прошлого, таких, например, как картина «Майский дождь» Сидорова В.М. (Брянский гос.муз.-худ.центр) и кинолента «Был месяц май» М.Хуциева.

Во всех работах легко прочитывается мироощущение автора. У Татьяны Лушниковой мы замечаем готовность увидеть и разделить со зрителем радость и красоту в обыденном, способность услышать самой и донести до других негромкую, но пронзительную в своей чистоте музыку русской природы.

Натюрморты и южные пейзажи заметно отличаются от философии и эстетики северной темы. Радостная нота в них звучит настойчиво и вполне убедительно, но именно в «Русском Севере» ей удалось преодолеть тот трудный для каждого художника переход от уже найденных кем-то и освоенных тобой решений, до своих авторских.

Валерий Выборжанин